Повысить уровень научных требований на всех этапах оценки кандидатских диссертаций, увеличить срок технической аспирантуры до четырёх лет, закрепить за аспирантом статус исследователя и платить ему не стипендию, а зарплату за научную деятельность в возможно, эти меры смогут изменить катастрофическуюВВситуацию, характерную для нынешней российской аспирантуры, считает председатель Высшей аттестационной комиссии (ВАК), декан биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, академик Михаил Кирпичников.

О среднем арифметическом
Аспирантура, которая сегодня существует в России, очень разная. Аспирантура в Московском государственном университете в это одно, в Высшей школе экономики в немного другое, в академическом институте в третье, в каком-нибудь энском вузе в совсем иное. Не учитывать это, говорить о российской аспирантуре вообще, всё равно, что рассуждать о средней температуре по больнице. Однако если оценивать даже такое среднее значение, то понятно, что с аспирантурой у нас беда.

На мой взгляд, первая проблема аспирантуры состоит в том, что задана абсолютно неправильная пропорция по специализациям.

По своему составу (имеется в виду количество аспирантских мест в естественных, технических, медицинских и социогуманитарных науках) российская аспирантура абсолютно не соответствует ни запросам общества, ни потребностям государства в подготовке специалистов.

То, что произошло, иначе как профанацией назвать нельзя: за 12в15 лет количество аспирантов в России выросло почти в три раза: с 60 до 150 тысяч человек.

При этом 50 процентов из них задействованы в общественных и гуманитарных дисциплинах, а учёных, работающих в этой области, в всего шесть процентов от общего числа исследователей. Представляете, шесть процентов готовят 50 процентов!

Я не отрицаю объективных причин такой диспропорции. Понятно, что в начале девяностых годов уже прошлого века в новой России лучше и проще было не переделывать старых экономистов, юристов, социологов, а готовить новых. Также я не пытаюсь оспаривать тех социологов, философов, науковедов, которые говорят, что XXI век в век знаний, где самое главное человеческий капитал и наиболее востребованы гуманитарные технологии. Это объективная вещь, которая свидетельствует о повышении роли общественных и гуманитарных дисциплин и необходимости приоритетной подготовки кадров именно в этих сферах, но не до такой степени, чтобы они превышали все технические, естественные, медицинские и сельскохозяйственные науки вместе взятые!

Вторая проблема аспирантуры в это так называемые стипендии.

Может ли нынешний аспирант всё своё время посвящать только научной деятельности? Конечно, нет. На те полторы, две, максимум три тысячи рублей (с учётом всех надбавок) невозможно заниматься серьёзными исследованиями. Наукой нельзя заниматься в свободное от работы время. Потому в поредевшей очереди выстроившихся в науку мы сегодня не видим многих способных, талантливых людей. Они оказываются либо за границей, либо в других сферах деятельности.

Я считаю, что одна из основных мотиваций настоящего учёного в потребность познать то, что не познано до него. Он без этого жить не может, как здоровый человек в без пищи. Представляете, что происходит, когда такой исследователь оказывается в жёстких экономических условиях? Это трагедия! Я вообще не понимаю, как можно в таком случае говорить о каком-то социальном минимуме, который даже ниже прожиточного?

Полагаю, что устанавливать для всех аспирантов равный размер стипендии также социально неправильно, потому что отдача от каждого из них разная.

Государство, конечно, озабочено проблемой повышения этих выплат. Но мне кажется, что выйти на приемлемые цифры вряд ли удастся. Сегодня говорят о десяти тысячах рублей. Я считаю, что это мало. Аспирант должен не на разгрузке вагонов (правда, сейчас, наверное, никто вагоны не разгружает, подрабатывают в других местах) зарабатывать то, что ему не хватает, чтобы снимать квартиру или создать семью, а получать нормальную зарплату как научный сотрудник.

Обратите внимание, что в последние пятнадцать лет общее количество аспирантов росло за счёт высшей школы: во многом тех учебных заведений, которые превратились из техникумов в вузы. В Советском Союзе было 680 высших учебных заведений, а сейчас вместе с филиалами только в России существует более двух тысяч университетов. При этом в исследовательских организациях число аспирантов практически не менялось (15в17 тысяч человек). Если принять модель, при которой человек в аспирантуре будет сидеть не на социальных надбавках, а на научных работах от реальных заказов экономики и самой науки, то аспиранты станут концентрироваться там, где есть сильные школы, которые способны зарабатывать гранты.

Третья проблема, связанная с аспирантурой, в это необходимость повышения в ней исследовательской составляющей.