«Российская газета» — www.rg.ru
10.06.2011, 17:44

ФАС обнародовала доклад о развитии конкуренции на российском фармацевтическом рынке. Антимонопольное ведомствовыделило четыре ключевых проблемы, которые препятствуют развитию конкуренции на российском фармрынке.

Это, во-первых, отсутствие понятия и четких критериев определения взаимозаменяемости лекарств. Во всем мире препараты, имеющие одинаковое международное непатентованное наименование (МНН — это, по сути, действующее вещество), считаются взаимозаменяемыми, отмечают специалисты антимонопольного органа. У нас же понятие «взаимозаменяемости» законодательно не прописано, а потому при организации госзакупок у чиновников есть все возможности под тем или иным предлогом «отсекать» некоторых производителей от участия в торгах. В результате закупаются более дорогие лекарства при наличии на рынке доступных аналогов, прежде всего российского производства.

Вторым препятствующим конкуренции фактором ФАС считает некорректное взаимодействие фармкомпаний с врачебным сообществом и должностными лицами, участвующими в подготовке закупок лекарств за счет бюджетных средств. Значительная часть врачебного сообщества, особенно узкие специалисты, утверждает ФАС, имеют договорные отношения с фармбизнесом. В результате выбор врачами тех или иных препаратов при составлении заявок на госзакупку зачастую связан с маркетинговой активностью компаний-производителей. Так что далеко не всегда закупки оптимальны и с точки зрения бюджетных трат, и нужд конкретных пациентов.

В-третьих, ФАС возражает против использования всевозможных перечней лекарственных препаратов. Такой «отбор» препаратов из всего спектра, присутствующего на рынке, также ограничивает конкуренцию и приводит к дискриминации отдельных фармпроизводителей. Попадание в перечень — это гарантия для фармкомпании, что ее продукт будет иметь стабильный сбыт.

Наконец, в-четвертых, отмечено в докладе ФАС, конкуренции мешают эксклюзивные соглашения фармпроизводителей и дистрибьюторов. Например, поставляя инновационные препараты, не имеющие еще аналогов на рынке, фармкомпании нередко пользуются услугами одного-единственного поставщика, необоснованно отсекая от сотрудничества других дистрибьюторов.

В докладе ФАС сформулированы предложения, которые могли бы, по мнению чиновников, улучшить ситуацию на рынке.

В то же время эксперты-медики считают, что когда специалисты ФАС заботятся о развитии конкуренции на фармрынке, они не учитывают специфики этого самого рынка. В частности, возможность использования всей линейки препаратов, используемых для лечения одной и той же патологии (от самого доступного до самого дорогого) — в интересах пациента. Но если при организации торгов по госзакупкам лекарств пользоваться лишь одним критерием — закупать самый дешевый из всех препаратов-аналогов — это неизбежно скажется на эффективности лечения.

————————————————————-

Это была оригинальная статья, а теперь мои рассуждения. С первого взгляда кажется что ФАС очень хорошо и очень гладко расставила все точки над i. Но, возникает рад вопросов. И первый, главный: в каком объема чиновники ФАСа сами используют препараты Российско-индийско-китайского разлива?
Ну, вот правда! Да, есть проблема в определении взаимозаменяемости, перечитайте 61-ФЗ. Нет там таких понятий. Так может нашему уважаемому ФАСу заняться как раз регулированием фарм законодательства. Я лично, только за!
Ну а во вторых, с каких пор, 94 ФЗ перестанет за меня решать какие препараты мне закупать? И пусть посмотрит в глаза родственникам пациентов, которые умерли от антибактериальных субстанций сомнительного происхождения, по другому я сказать не могу. Или от ОПН на ванкорус, который вдруг куда то делся на Эдицине. И таких примеров масса. И решение действительно только одно, не валить в кучу все торговые наименования, а заняться определением биоэквивалентности и безопасности этих субстанций.